Водокачка Серафимо-Дивеевского монастыря
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Водокачка.
Объект культурного наследия федерального значения.
Нижегородская область, село Дивеево.
Архитектор В.В. Коваль
Водокачка находится в юго-западной части территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря ограниченной Канавкой Божией Матери, в самом её начале. До водокачки на этом месте располагалось более ранняя постройка, имевшая купол с главой (она просматривается на одной из панорамных фотографий конца XIX века). Водокачка построена из красного кирпича с последующей штукатуркой в 90-е годы XIX века - одновременно с монастырской трапезной церковью и двумя домами для священнослужителей монастыря. Эти постройки объединяет не только время создания, но единая архитектурная стилистика: они решены в эклектике с применением форм и элементов русского стиля. В советское время водокачка утратила свое функциональное назначение, были разобраны щипцы восьмерика и шатровое завершение, здание использовалось под складское помещение и жилье.
Справедливости ради водокачку следовало бы назвать надкладезной часовней, – именно такой архитектурный образ имеет это сооружение, однако в обиходе Серафимо - Дивеевского монастыря закрепилось первое название. Основа здания - восьмерик на четверике с шатровым верхом. Объемно–планировочную структуру дополняют примыкающие с запада и юга к четверику поздние, одноэтажные пристрои со скатными крышами. Фасады четверика и восьмерика завершают карнизы с сухарями и пояса, на четверике – зубчатый, на восьмерике – аркатурный. Два арочных окна на северном фасаде четверика обрамлены короткими пилястрами и объединены полуциркульным профилированным сандриком. Дверной проем арочной формы на восточном фасаде четверика повторяет оформление порталов Трапезной церкви – те же два ряда зубчиков по периметру двери. Более широкие, ориентированные по сторонам света грани восьмерика переходят в треугольные щипцы. Шатер венчается граненой главкой на граненом же барабане конусовидной формы.
Натурные исследования и проект реставрации на основании которых велись производственные работы по восстановлению памятника, позволили вернуть водокачке тот вид, который она имела в начале ХХ века.